Леворукость в нашей стране на протяжении длительного времени оставалась горячей темой для обсуждения. Многие помнят, как во времена СССР, детям приходилось переучиваться, чтобы писать правой. По понятным причинам это создавало очень большой дискомфорт и приводило к тому, что многие начинали ненавидеть и учителей, и школу, и весь учебный процесс.
Времена изменились, сегодня уже никто никого не переучивает. При этом многие родители все еще сохраняют представления о том, что леворукость – это отклонение. Некоторые даже создают у детей комплексы, говорят о том, что это неправильно, что может привести к серьезным проблемам во взрослой жизни.
В этом материале мы рассмотрим вопрос о леворукости, особенностях развития таких детей. Также затронем рекомендации по организации правильного подхода к их обучению.
Нормальна ли леворукость
Первый вопрос, на который нужно ответить – нормально ли быть левшой. Сегодня медицинское сообщество сходится в едином мнении о том, что леворукость нельзя считать патологией.
Это состояние относится к индивидуальному варианту нормы. Чаще всего появление такой особенности состояния диктуется тем, что у ребенка от рождения формируются особенности развития мозга.
Нельзя считать леворукость формой отклонения в развитии. Подобное состояние также не приводит к каким-либо проблемам с успеваемостью и формированию других сложностей. Следовательно, переучивать никого не нужно. Сама попытка это сделать приносят значительно больше рисков в формировании личности ребенка.
Особенности работы мозга левшей
Как мы отметили, у левши по-особому работает мозг. Но в чем эта особенность?
Нам известно, что головной мозг состоит из двух полушарий. При этом у каждого человека только одно из них от рождения принимает на себя ведущую роль. Таким образом и определяется доминантная рука. Она противоположна «главному» мозговому полушарию.
Иными словами, если в вашем случае ведет левое полушарие, то основной рукой будет правая и наоборот.
Сами по себе полушария головного мозга отличаются по своим функциям. Левое отвечает за логику и аналитическое мышление. Именно по причине того, что такие функции более востребованы в человеческом обществе правшей в нем больше.
Правое полушарие, которое более активно у левшей, отвечает за образное мышление. Оно принимает невербальные сигналы, что также может оказаться полезным в обычной жизни, но требуется реже и не всем.
Так почему же одни становятся правшами, в то время как другие – левшами?
На этот счет в научном сообществе есть несколько версий:- Гены. Обычно если в семье есть левши, то вероятность их рождения становится значительно выше.
- Травмы. Предполагается травмирование или появление различных форм нарушений как во время родов, так и в процессе вынашивания плода.
- Вынужденные состояния. Хоть и не так часто, но некоторые взрослые могут превратиться из правшей в левшу. Это происходит либо из-за травмирования руки, либо из-за изменения работы мозга под действием обширного спектра внешних и внутренних факторов.
Какая рука становится ведущей
Многие родители не придают этому значения, но определение ведущей руки играет роль перед поступлением в школу. Обычно ведущая рука начинает проявлять себя с четырех лет. До этого дети свободно работают обеими и весь мозг оказывается задействован в процессе жизнедеятельности.
С течением времени одно из полушарий начинает брать на себя ведущую роль. Уже к пяти годам обычно удается сказать, какая рука у ребенка главная. Но происходит это не всегда. Родителям нужно брать инициативу на себя и использовать несколько простых методов:
- Наблюдение. Обычно это самый простой способ. Ребенок начинает непроизвольно больше работать той рукой, что принимает на себя роль ведущей. К примеру, ею он может держать ложку за обедом или зубную щетку. Если предложить ему игрушку или угощение, будет протянута именно ведущая рука.
- Замковый тест. Попросите ребенка сжать в замок пальцы руки. В таком случае сверху всегда оказывается палец руки, которая считается ведущей.
- Рисование. Попросите ребенка нарисовать два круга разными руками и потом сравните. Линии у ведущей руки будут более ровными и четкими, круг получится существенно лучше.
Можно также предложить ребенку сделать что-то и просто понаблюдать за ним со стороны. К примеру, полить цветы или вырезать фигурку из бумаги. Это легко помогает определить то, какую руку можно считать ведущей в конкретном случае.
Особенности обучения левши
Особенности развития ребенка-левши накладывают определенные требования по его правильному развитию. Главное не относится к такому состоянию негативно. Стоит помнить о том, что множество лиц в истории были именно леворукими. Достаточно вспомнить хотя бы Альберта Эйнштейна, Леонардо да Винчи и Билла Гейтса.
Далее мы рассмотрим несколько педагогических рекомендаций касательно того, как именно стоит обучать ребенка.
ВСЕГДА ПРИНИМАЙТЕ ВО ВНИМАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТ ВАШЕГО РЕБЕНКАЭто крайне важное требование, на которое часто просто не обращают внимание. В силу доминантного полушария многие левши просто обычно оказываются более чувствительными и придают большее значение именно эмоциональной стороне жизни.
С одной стороны, это помогает им заниматься многими творческими профессиями. С другой стороны, неудачи также воспринимаются очень остро. Есть вероятность того, что из-за сильной критики левша станет замкнутым или вовсе окажется в сильной депрессии.
Нужно понимать, что многие левши отличаются медлительностью. На это стоит делать корректировку при занятиях. Нужно исключить ситуации, когда их в этом обвиняют, ругают, слишком сильно давят.
При составлении программы обучения стоит обязательно вносить творческий элемент. К примеру, левши традиционно отлично справляются с задачами, которые включают в себя творчество, рисование, рассмотрение различных схем.
Помните о том, что леворукий человек сможет всему обучиться, просто ему нужно будет дать больше времени и более подробно объяснить все требования, этапы действий.
Не менее важно правильно организовать рабочее место. Оно корректируется с учетом того, что левая рука – рабочая. Ей ничто не должно мешать. Это важно понимать и при выборе рассадки в классе. Лучше, если освещение будет падать с правой стороны.
ИСКЛЮЧИТЕ РАССУЖДЕНИЯ О «НОРМАЛЬНОСТИ»Взрослым при общении с ребенком-левшой тоже нужно следить за собой. Такую особенность развития требуется принимать нормальной, потому что она такая и есть.
Исключите критические замечания и категорически откажитесь от попыток переучить ребенка. Задайте себе вопрос, зачем нужно такое переучивание? Чтобы следовать за навязанными когда-то представлениям о «нормальности»?
Переучивание может вызвать сильную агрессию и привести к тому, что у человека начнутся проблемы со здоровьем.
УЧИТЫВАЙТЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫДля левшей сегодня есть значительно больше возможностей. К примеру, специально для них выпускаются прописи, письменные принадлежности.
Также человека должны окружать и другие вещи, которые бы учитывали его особенности развития. Их в продаже масса – от компьютерных мышек до ножниц. Потому, когда собираете ребенка в школу и оборудуете для него рабочее место, стоит учитывать наличие таких товаров.
ПРЕДОСТАВЬТЕ ВСЮ НУЖНУЮ ПОДДЕРЖКУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУОбычно больше всего сложностей у левши появляется, когда он учится писать. Причина заключается в особенностях работы ведущего полушария.
Левшу сложнее учить писать, он тратит на это больше времени и сил. Потому родителям крайне важно относится с пониманием и давать всю нужную поддержку, как моральную, так и материальную.
К примеру, в продаже можно легко найти специальные подставки для руки. Они помогают правильно приучиться держать кисть. Таким образом решается распространенная проблема, при которой приходится выворачивать кисть руки, а написанное оказывается смазанным.
Стоит обратить внимание на то, что у левшей также могут наблюдаться и характерные особенности письма. К ним относятся такие, как зеркальность или наклон букв в левую сторону. Это часто подвергается критике со стороны учителей.
Еще одна особенность в том, что левшам часто сложно писать буквы без отрыва друг от друга. Чтобы устранить такую проблему, стоит использовать специальные упражнения.
СТАРАЙТЕСЬ РАЗВИВАТЬ ОБЕ РУКИ РЕБЕНКАЧасто приходится сталкиваться с ошибочным противопоставлением левши и правши. На самом деле, это не совсем корректно.
У левши есть больше возможностей освоить работу сразу двух рук. Таким образом он сможет добиться больших успехов во многих областях, к примеру, в музыке, где требуется правильная координация.
Чтобы тренировать работу обеих рук, мы рекомендуем использовать простые упражнения на моторику и координацию. К ним относятся, к примеру, игры с мячом, развязывание и завязывание узлов.
Полезным станет прививание таких хобби, как лепка, вязание, сбор паззлов. Игра на музыкальном инструменте также станет плюсом. Главное – не пытаться переучить ребенка, формировать отношение ко второй руке как к равноправной.
Помните о сильных сторонах леворуких людей
От родителей также требуется правильно использовать индивидуальные особенности левшей. К ним относятся такие, как любовь к творческим профессиям. Они также могут добиться хороших результатов в музыке, спорте.
Помните, что, если взрослые относятся к ребенку-левше как к равному, они стимулируют гармоничное развитие личности. Постарайтесь не допустить ошибок и тогда вы увидите, что леворукость может стать не только особенностью, но и достоинством человека.