Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, успешными, образованными, могли постоять за себя и, конечно, счастливыми. Исходя из вышеперечисленных желаний в воспитательных целях взрослые регулярно выдвигают к детям ряд требований, которые, на первый взгляд, вполне логичны: ребенок должен хорошо себя вести, есть суп на обед, ответственно относиться к выполнению домашнего задания, уважать взрослых. В случае, если что-то идет не так родители разводят руками, ругают себя в плохом педагогическом подходе, мягкотелости и даже обижаются.
Психологи тщательно изучили проблему и пришли к выводу, что требовать от ребенка быть совершенным бессмысленно.
Дети не могут быть «хорошими» всегда. Каждый взрослый относительно себя знает, что иногда просыпается «не с той ноги», понедельник, как правило, выдается тяжелым днем, да и пасмурная погода зачастую приходится не по душе. В таком физическом и эмоциональном состоянии быть дееспособным на пять баллов довольно сложно. Вот и от ребенка требовать всегда вести себя хорошо не следует. Не пережитые эмоции негативным образом отражаются на детской психике. Ребенок не сможет говорить «нет», станет неуверенным в себе, а физические зажимы выливаются во вполне реальные недуги.
Научите ребенка быть собой. Гнев, печаль, раздражительность имеют право на существование точно также, как и радость, восхищение, задорный смех. С возрастом малыш сможет контролировать эмоции. В любом случае душевный разговор с любимым чадом поможет разобраться в ситуации.
Не думайте, что ребенок со всем разберется сам, когда придет время. Именно родители являются связующим звеном с огромным незнакомым миром. Насколько дружелюбно ребенок его воспримет зависит от взрослых. Не уходите от детских вопросов, разговаривайте на интересующие ребенка темы, выслушивайте его мнение.
- Дети не могут себя вести, как взрослые. У нервной системы ребенка есть особенности. Про детей говорят: у них нет тормозов – они быстро возбуждаются и медленно успокаиваются, и это вовсе не для того, чтобы вас позлить. Просто они ведут себя как дети.
Ваш ребенок всегда будет только таким, какой он есть. Не стоит говорить: «Катя из соседней квартиры выиграла олимпиаду по обществознанию». Сравнение не лучший способ воспитания. Сравнивать ребенка можно только с ним же вчерашним. Имеет значение желание ребенка учиться чему-то новому, а не потому что Ваня из соседнего подъезда добился в чем-либо хороших результатов.
Не забываете, что дети копируют родителей. Если вы редко берете в руки книгу, бессмысленно рассказывать ребенку о пользе чтения. Если в квартире царит хаос, требовать от школьника чистоты в портфеле не логично, то же самое относится к рассказам о правильном питании с чипсами в руке.
Если вы хотите, чтобы ребенок вел себя как «хороший», попробуйте сначала так вести себя сами.